|
|
Текст #000786
Десяток истерзанных автоматными очередями трупов выложен рядком на террасе загородной виллы Наварро, чтобы другим неповадно было. В этой сцене заложено двойное сатирическое обличение — и американских политических нравов, насаждаемых в те времена на Кубе, и американских гангстерских боевиков, где смерть такое же роскошно-залихватское зрелище, как погоня и потасовка...
Подавленная знакомством с изнанкой политической жизни, героиня возвращается к себе в деревню. Но не будет ей больше покоя — в дверь стучатся назойливые больные, а новоиспеченный губернатор требует, чтобы Антоника активно помогала его партии. Она не поддается ни на уговоры, ни на прямые угрозы. Она убеждена, что святая вода поможет ей справиться с любыми армиями мира. Она сжигает свой избирательный бюллетень, и, следуя ее примеру, крестьяне делают то же самое. И хотя Антоника продолжает что-то невнятное, «колдовское» причитать над горящими бумагами, изгоняя и здесь злого духа, это уже не мольба, как раньше, а протест, пусть робкий, но недвусмысленный. У нее и выражение лица меняется, оно становится более твердым, решительным. В непослушную деревню посылается отряд солдат. Напрасно мечется между двумя силами журналист, поочередно взывая к благоразумию то губернатора, то Антоники. Выбив из ее рук кружку с водой, солдаты бесцеремонно тащат «святую» по земле, чтобы отправить несчастную женщину в сумасшедший дом. Антоника не сопротивляется. Так сопротивляться она не умеет.
Образ Антоники двойствен. Она темная фанатичка, но она и истинная дочь трудового народа — энергичная и непродажная. При других акцентах в том же самом повествовании на экране возникла бы фигура едва ли не защитницы прав угнетенного крестьянства. Но это ни в коей мере не входило в намерения режиссера. Ведь протест Антоники не носит сознательного характера, он замкнут в узкоэмоциональной сфере.
В финале картины Антонику — часть старого мира — настигают партизанские пули. Однако в действительности расчет с этим миром еще далеко не окончен. Ведь не на одной только Кубе доведенные до отчаяния издольщики не знали, куда им обратить свой взор — то ли к мачете, то ли к статуэтке святой девы...
...Интересной параллелью к «Дням воды» может служить документальный фильм «Сан Лазаро». Вновь мы видим очередь к какому-то месту, считающемуся чудодейственным, последние метры люди ползут на коленях, а желающие быть особо отмеченными тащат на цепях тяжеленные вериги, например, полутораметровый кусок рельса. Эти строго хроникальные кадры сняты в 1969 году. Конечно, сегодня ситуация в стране иная, и неумеренные поклонники святых мест вызывают не только удивление, но и иронию. «Ему бы на стройку идти вкалывать, а он рельсы здесь перетаскивает», — примерно так комментирует действия паломника один из наблюдающих рабочих. Но многовековое наследие, «завещанное» молодой Кубе колонизаторами и рабовладельцами, дает себя знать. Одним взмахом с ним не разделаешься.
По свидетельству режиссера «Дней воды», на острове еще и по сегодняшний день действует секта, объявившая Антонику святой. Члены этой секты запрещают детям ходить в школы и не признают никаких врачебных средств, кроме воды. Мертвое упорно цепляется за живое. Вот почему, не умолкая, бьют пулеметные очереди в фильме, очень важном и для Кубы и для всей Латинской Америки. смотреть бесплатное порно видео онайлн